Menu
menu

ВОКЗАЛ. МНОГОПЛАНОВОСТЬ

Одним из чудес фотографии, подаренных человечеству, является возможность рассмотреть многие планы и сюжеты, происходящие перед камерой, одновременно. В силу природы человеческого зрения человек обычно не может увидеть и воспринять несколько планов одновременно. Это связано с тем, что изображение с сетчатки интерпретируется мозгом и акцентируется на одном “главном” сюжете. Управляет мозг этим процессом с помощью внимания. Есть такое выражение:” Наша энергия там, где наше внимание”. Это верно и для наблюдающего – мы видим в основном то, что находится в зоне нашего внимания. Секрет разницы мужского и женского зрения также объясняется различием управления

Коробок от спичек. Пинхол

Вторую жизнь спичечному коробку можно дать, если знаешь, как сделать из него фотокамеру. Этим я занялся, когда хотел проверить на деле работу “пинхола”. То есть сделать камеру-обскуру, причём не обычную, а ручную, миниатюрную и широкоугольную. Получился фотик с размером кадра фул фрейм плюс, так как в обычный спичечный коробок ложится отрезок 35-мм плёнки, близкий к размеру кадра малоформатной камеры. Для этого я сначала обклеил черной бумагой внутреннюю часть коробка, потом вырезал отверстие 1×1см в передней части наружной коробки и вклеил туда кусок черной бумаги с маленьким отверстием, сделанным горячей иглой.

Машина времени

Одно из чудес фотографии – это машина времени, ещё не раз вспомню об этом феномене. Перед моими глазами портрет Эльгуджи Хачвани. Увидел фотографию и вспомнил весь день, с подробностями и даже с запахами. Доля секунды может поднять целый пласт памяти. В этот день мы с Ниной решили сходить к леднику Шхара, что находится в нескольких километрах от Ушгули в самом начале долины. По дороге мы догнали немецкую группу, которая взяла нескольких лошадей у местных жителей. Мы присели с ними на привал поговорить. Вдруг Нина заметила странное поведение одной из лошадей,

Леечное видение

Мир фотографии готовится отмечать 100 летие Leica камеры. Почему же из множества марок фотокамер, причем марок сильных, Лейка стала самой легендарной? Ответ прост и не очень прост. С изобретением этой камеры началась новая эра в фотографии. Камеру придумал инженер Оскар Барнак в 1925 году. Это была революция в фотоаппаратостроении, которая повлияла на технику съёмки и стиль фотографии, дошедший до наших дней. По сути, с началом использования малоформатной Лейки началась современная фотожурналистика. Список имён большой, но самыми заметными стали фотографы “Магнума”- фотоагенства, которое объединило прогрессивных фотографов того времени. Камеры совершенствовались, и

Владимирский собор. Киев

Эту фотографию я сделал очень давно, в 80-х, но люблю смотреть на нее и сегодня. Не надоело. Почему? Есть в ней многое из моих приоритетов для «фото-шедевра». Сначала о том дне, когда я это сделал. Советский союз. Все, что не разрешено – запрещено. Человек с фотоаппаратом всегда под подозрением. Это, кажется, была Пасха. Я зашел в собор. Он всегда меня восхищал. Владимирский собор в Киеве – это часть истории города, это Васнецов, это судьба Врубеля, это ннеординарные личности в истории города и Украины. Я зашел в собор, где уже шла

Сванетия, Ушгули. Храм

Ушгули – деревня на севере Грузии, в Сванетии. Интересна она своей близостью к снежным вершинам Кавказского хребта, а также древней воинственной историей, культурой и архитектурой. Для нас с Ниной интересно было ещё познакомиться с современными жителями этой далёкой когда-то, но оживлённой туристическими тропами сегодня деревни. С раннего утра и до ночи здесь слышны стук копыт и ржание лошадей, мычание коров и быков, лай собак, хрюканье свиней. Все эти животные свободно передвигаются по деревне без присмотра, но к ночи идут по домам. Недалеко от Ушгули, за перевалом, оказываешься в удивительном по

Крива Рівня або Криворівня

Как кривая может быть ровной и как ровная может быть кривой? Но в Карпатах все возможно, и это не шутка. Карпаты населены мольфарами и ведьмами. Здесь воздух насыщен добрым духом волшебства. Я был за рулём, Нина и Жан смотрели по сторонам. Жан Белондрад – наш друг, французский фотограф, который приехал поучаствовать в нашей работе по фотографированию украинских семей. Мы проезжали эту “кривую ривню”, и уже в конце селения на повороте реки я почувствовал сильное желание окунуться в бурные потоки. В этот самый момент Жан попросил остановиться. Приятное совпадение. Я подошёл

Новая полиция

Как я успел на самолёт, я не знаю. У меня такое впервые, не в смысле опаздывать, а такое приключение, когда местный таксист-шумахер вёз меня более двухсот километров из середины Польши в варшавский аэропорт. И как он это делал, надо было видеть. В Польше ездить быстро по местным дорогам невозможно. Во-первых, они проходят по множеству маленьких селений, во- вторых, даже между селениями скорость ограничена. Но мой Станислав знал все полевые и служебные дорожки в этом регионе, все стационарные камеры фиксирования скорости и домчал меня минута в минуту. Как в кино, точь

Про стиль

Интересная и важная тема. Что такое стиль? Это понятие почти сакрально для любителей искусства и фотографии. Трудно-объяснимое и трудно-понимаемое, и поэтому загадочное и почитаемое понятие. Немного иначе для авторов, для них это кухня, часто секретная или как минимум не афишируемая. Но для любого автора стиль – это его «козырь», его преимущество. Я хочу поговорить об этой «кухне» в фотографии и о моём отношении к стилю. И главное, об эволюции стиля в изобразительное решение. Для автора стиль не есть настолько сакральным и загадочным. Чаще всего это инструмент, реализующий намерения автора, а

Космос украинского хлеба

Записки фотографа. Космос украинского хлеба Как возникают идеи для фотографии? Очень просто. По утрам в соседнем гастрономе возле Золотых Ворот я покупал хлеб. Пока шёл в мастерскую на Прорезной, рассматривал его поверхность. Созерцание вводило меня в состояние, близкое к медитации. Кроме того, крутились в голове мысли-вопросы – как так получается, что хлебные буханки выпекаются в промышленных количествах на заводах, и при этом каждая буханка имеет свой неповторимый рисунок поверхности. Как отпечатки пальцев человека, как форма человеческого уха. Далее мысли перетекают к другому контрапункту – как удаётся в понятии «хлеб» соединить